"Во-первых, комфортная самоизоляция с курьерской доставкой и сериалами обеспечена трудом и здоровьем тех, кто эту самоизоляцию позволить себе не может — людей, которые занимаются инфраструктурой и системами жизнеобеспечения, везут в торговые сети продукты и лекарства, каждый день ездят в метро, чтобы ваш провайдер мог исправно поставлять вам новые сезоны сериалов для скачивания. Карантин — это привилегия для одних, связанная с повышенной опасностью для других. Если вы не готовы принять этих людей в свой круг заботы (хотя бы по эпидемиологическим соображениям) — то не стоит как минимум забывать о них или увеличивать нагрузку для них сверх меры.
Во-вторых, режим самоизоляции фактически невозможен для людей, не подключенных к цифровым сервисам. Вы уверены, например, что ваша пожилая соседка с одышкой знает, как пользоваться «Яндекс.Лавкой»? А ведь опасность сегодня грозит именно ей. Возможно, прежде чем окончательно окуклиться под уютным пледом, стоит посмотреть на людей, живущих рядом — кто из них не в состоянии обеспечить себе такой режим и следовательно, нуждается сейчас в помощи? В Британии, например, уже идет общественная кампания с хештегом #ViralKindness: вы можете распечатать карточку с предложением помощи и оставить ее у соседей под дверью, на день публикации этого материала зарегистрировано 1086 локальных фейсбучных групп, координирующих помощь тем, кто остался дома.
В-третьих, можно спорить о том, насколько оправданы чрезвычайные полномочия, которые мы по умолчанию передаем государству (не задумываясь пока о том, когда и на каких условиях они будут отменены) — но уже на примере Северной Италии мы видим, что государство само по себе с эпидемией не справится (или оно должно быть китайским). Борьба с эпидемией требует не только самоограничения — и, возможно, не в виде хорового пения у окна, как в популярных сейчас видео из Италии, но и в форме более деятельной, возможно, жертвенной.
Можно смеяться над футболистом Криштиану Роналду, который, не выходя из карантина, перепрофилировал принадлежащую ему сеть отелей в частные госпитали и пообещал платить зарплату врачам; в России принято считать, что все это «ради пиара» — но показательно, что «ради пиара» Роналду сегодня не покупает новую яхту или Леонардо в подлиннике, а тратит деньги на новые койкоместа для соотечественников. Тратит сам, не требуя этого от государства. И дело не только в больных, для которых не хватает аппаратов ИВЛ — но и в той самой булочной на углу, которая не переживет карантина, в музыкантах, которые без концертов лишатся средств к существованию, в сотнях малых и больших человеческих дел, которые во время эпидемии окажутся невозможны — и будут нуждаться в поддержке. Так или иначе, коронавирус — это не только проверка на способность взять в нужный момент самоотвод, выпасть из социального механизма, но и тест на солидарность, на способность помочь тем, кто этот самоотвод взять не в состоянии.
Итальянский философ Джорджо Агамбен пишет, что во время эпидемии любовь к ближнему оказывается невозможна, «ближний закончился» — поскольку должен находиться на расстоянии не менее 4,5 метра. Но это не единственный возможный вывод, который можно извлечь из пандемии: вирус как бы показывает, что «социальный организм» — это не просто красивый образ, он един, взаимозависим и проницаем, какой-то жалкий микроорганизм способен за недели перекроить его ткань — и сшить ее заново способны не государства и не эксперты ВОЗ, но лишь обычная человеческая помощь и забота."
https://reminder.media/post/geroizm-na-divane-yuriy-saprykin-o-tom-kak-izbezhat-samoobmana-pri-samoizolyatsii?fbclid=IwAR0pbhepaevbY9I8JsskXXuZPRmyz2b1EuBSDn3cLoM_FSkIsQ7Dss5SVrc